ГДЗ
» » О важности лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»

О важности лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» (Ответы)

Лирика в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» очень значима. Она украшает содержание, определяет особенность стиля писателя и подчеркивает жанровое своеобразие произведения - это поэма. 

В монологе о «птице-тройке» автор выразил свой взгляд на историю русского народа. В чем это проявилось? «Птица-тройка», на которой мчится Русь, - это метафора. Автор просит у нее ответа. Она не может дать такой ответ, потому что ее будущее не определено. Хотя Гоголь искренне верит, что в будущем великой Руси уступят дорогу другие народы и государства. 

Очень важны в историческом процессе люди и народ. Каждый русский человек любит быструю езду - подчеркивает Гоголь. И здесь можно провести прямую параллель в использовании автором эпитетов, сравнений и метафор: «бойкий народ – бойкая тройка», «душа закружится – кони вихрем», «гремят мосты – гремит воздух» и так далее. Только русский народ с его силой и мощью является первопричиной такого движения. Автор указал мастера, который сотворил эту тройку. Под «ярославским расторопным мужиком», собравшим ее в дорогу, подразумевается крепостная Россия, перекидывающая мосты из прошлого в будущее. 

Одним из самых сильных художественных образов в произведении выступает «созерцатель», застывший в ужасе. Он поражен «божьим чудом». Не является ли он гением русской литературы, может быть, даже самим Гоголем? 

Читатель сделает вывод, что писатель представлял себе историю не как линейный процесс, а как круг, точнее, как вихрь. 

Большую роль в историческом процессе для России играет христианство. Вот почему перед нами предстает картина неба. Созерцатель удивляется «божьему чуду»: не молния ли это, сброшенная с небес? Но это не Апокалипсис, а, наоборот, вечное движение. 

Гоголь – мастер слова. Народность языка – в тавтологии, что характерно для былинного сказа: «дымом дымится». А в выражениях «топорным стуком», «вороньим криком» лексическая значимость переносится на прилагательные. Ведь можно сказать: «стуком топора», «криком ворона». 

И, наконец, песня. В этом монологе использована гамма звуков. Это отражено в звоне колокольчиков. Колокольчик – маленький колокол. Вот и слышен на Руси колокольный звон. Под эти благостные звуки мчится вперед Россия, «вдохновенная богом». И пусть этой тройкой будут управлять самозванцы, такие как Чичиков, русский народ с его открытой душой и безграничной верой не сломить.

← Предыдущая
Следующая →